суббота, 9 августа 2014 г.

Будем прощать. Магистр-рейж-псто

Я решил, что пора простить Магистр-недвижимость. Это не очень просто сделать, но ведь все знают, что лучше всего улучшить своё самочувствие - это простить кому-то что-то.
Ну или альтернативно: злопамятным  быть плохо. Просто потому, что постоянно помня всякую фигню ухудшаешь себе настроение. Оптимальный вариант: записывать и не париться. И периодически сверяться с чёрненьким списочком.
Потому я просто оставлю это здесь.

Конечно эта история известна основной массе моих читателей, потому я повторюсь: пишу её для себя.

Начну из далека: в те далёкие 2005-2006 года, когда я занялся своим бизнесом (как я люблю это называть), у меня постоянно появлялись новые клиенты.
Я и в бизнес-то попал потому, что клиенты просто липли ко мне. Конечно в этом был подвох: я любил делать дёшево и качественно, в итоге недозагруженность моей шеи привлекала всех, с кем я контактировал. Ну это если цинично. А вообще я любил свою работу, брал мало из страха растерять клиентов, не понимая, что не из-за цены в первую очередь они за меня хватались. А когда человек ответственно относится и не давит на бабло - это уже неплохая реклама. Да и "по-человечески" многим нравилось. Потрындеть то я люблю, да ещё и эмпатичен.

Это были дифирамбы.

Другой объективной причиной было то, что людям приятней решать свои проблемы с другими людьми, а не с абстрактными конторами (даже если мы говорим о больших конторах - в итоге всё равно эксперт советует с кем работать ЛПРу).
Таким образом постоянных клиентов было не много (верней много, но не было постоянного дохода от них). А лучше всего для привлечения новых работало сарафанное радио.

Клиенты шли ко мне ещё во времена Юры (если кому интересно - отпишу отдельно кто это). Сначала от него (кто-то хотел в обход конторы, но в основном это были те, кого он так или иначе "кинул", или они так думали; я принципиально считал переманивание ниже своего достоинства). Потом уже срабатывали "друзья друзей".

Город у нас тесный иногда новые клиенты оказывались знакомыми сразу 2х других несвязанных для меня клиентов.

Ща будет Санта-Барбара.

Ещё от Юры появился Игорь Иванович. Человек строгий и сурьёзный. Я ему в основном домашнюю технику починял.
Был он соучредителем небольшой компании "Ударение" (исказим для ясности). Ударение было небольшим кооперативом занимающимся оптовой торговлей всякими мелочами. От продуктов питания до посуды. Клиенты, видимо тоже были собраны по связям, и для меня эта фирма выглядела как небольшая конторка, где человек 5 учредителей были же и менеджерами по продажам-закупкам. Может всё было немного по-другому, но суть сводилась к тому, что когда Игорь Иванович вызвал починить что-то "в офисе", то я попал в окружение нескольких оригинальных, солидных мужиков, у каждого было приличное ЧСВ, и, что редкость - обоснованное.

Конечно они потихоньку стали моими клиентами. Один из них - Марк Лазаревич. Очень колоритный человек. Типичный "еврей в хорошем смысле слова". Если немного описать: полностью седой как одуванчик, с чёрными бровями и глазами, крючковатым носом. Вечно улыбавшийся и подкалывающий партнёров.
В деловом плане тоже вопросов не было - отношения всегда были партнёрские а не заказчик-исполнитель. Я старался так со всеми, но удавалось в разной степени.

В общем спустя какое-то время он меня перебрасывает на своего зятя Анатолия Григорьевича. Мол тот только открыл офис, надо помочь и всё такое. Ничего нового, всё ок.

За довольно короткий срок эта конторка из комнатушки в Земресурсах выросла в пол десятка офисов по городу (даже с филиалом в Киеве). 
И называться стала "Магистр-недвижимость". Да-да та самая, что сейчас по местным каналам крутит рекламу домиков по 200-500к зелени в пригороде.

А реально во главу её стала та молчаливая, пафосная женщина, которая ещё в той комнатушке сидела одновременно в середине офиса но особняком. Маргарита Марковна - жена Анатолия Григорьевича и доця Марка Лазаревича.
В отличие от мужа и отца предпочитала вести себя высокомерно, и нисходила до большего контакта в моменты необходимости рассчитаться.
Со временем мне довелось поработать и с её братом в "Ударении". И выяснилось, что они имеют периодическое общение с моими другими крупными клиентами из "Действия"/"Подействия"(тоже для ясности искажаем).
В общем деловые отношения, куча общих знакомых. Шёл уже 2008й год (2-3 года делового сотрудничества)...

Довольно быстро все финансовые взаимодействия с Магистром свелись к тому, что "...а рассчитается Рита". А у Маргариты Марковны выработался нехороший принцип тянуть с оплатами, а рассчитываться в конце года, вернее после Нового Года деньгами с какой-нибудь крупной сделки. Ну за пару лет я привык.

Ну мы люди серьёзные, мне делают товарные кредиты, что ж я старому проверенному партнёру, да ещё с таким поручительством отсрочки не дам?..

Короче все догадываются к чему дело идёт. Плохая примета иметь должников на пороге очередного кризиса. Но тогда никто ещё его не ждал. Доллар был по 5ть (а все расчёты у меня были привязаны к нему), рынок недвижимости рос семимильными шагами... Я даже порекомендовал их паре клиентов, которые потом заключили солидные сделки. Денег не брал, т.к. не это было моим бизнесом. Тем более "свои же".

Я, однако, понял, что бизнес - это не моё, и в июне 2008го устроился работать "на дядю". Работа была интересной, а зарплата - раза в 2 больше, чем я реально получал в своей конторе. Клиентов я почти всех передал Димке и Лёшке, которые, к тому времени работали со мной вместе. Магистр-недвижимость соответственно тоже отошёл им. Дела же фирмы в основном вёл я, постепенно передавая их ребятам.

В октябре 2008го Магистр уже имел задолженность под 1800 уе (норм для них). А в воздухе запахло кризисом. Попросили "срочно, завтра в пятницу" привезти МФУшку да поприличней. В общем на 800 баксов ещё девайс я им поставил. Деньги налом - вот прям сразу будут. Я аж удивился, что так быстро напечатают. Не проблема была в теч недели решить.
Пятница: Ой, мы обещали налом сегодня? Сорри, погарячились, будет в понедельник.
Ну ок, нам самим в Пт. особо не надо.
Понедельник: Ой, что-то нал не накопился, давайте счётик - в 2 дня оплатим.
Вторник: Да, счётик получили, вот-вот оплатим...
...
Думаю не стоит говорить, что счётик не был оплачен ни сразу ни через неделю, ни по сей день.
В Ноябре-Декабре доллар вырос с 5ти до 8ми.
Бухгалтерша(как раз появилась у них) стала перенаправлять на Маргариту Марковну.
Маргарита Марковна стала морозиться...

На этом наше счастливое сотрудничество закончилось. Периодически мне удавалось вызвонить Риту. Она даже в августе 2009го продала 3 компа брательнику и отдала 400 долларов.
Я предупредил, что на их долг, я насчитваю 3% в месяц (тогда так принято было у банков и моих партнёров). Марковна согласилась, но не комментировала. Уже становилось ясно, что как у Задорнова в одном номере "не то чтоб проценты за кредиты, а хотя бы проценты от этих кредитов".

Я был готов остановить счётчик и договориться о постепенном погашении, 100-200 баксов в месяц бы погоды не сделал. Но Марковну такие прозрачные схемы не интересовали. 
Она периодически меняла телефоны, и тогда к ней становилось реально дозвониться (контакты перекинуть неосиливала видать).

Где-то весной 2010го она позвонила и с претензией сказала, что у них сломалась МФУшка, и что она за неё платить не будет. "-- Забирайте". Я не знал как бы не рассмеяться и не сорвать такой интересный контакт. Мало того, что она за полтора года за неё так и не расплатилась, так ещё и такой опломб. Самое смешное, что у МФУшки гарантия - 3 года - можно было починить. Вот только опасаясь вопросов с моей стороны они обслуживали её непойми у кого, и когда те "мастера" заявили, что "капец" - гарантийность устройства уже не подлежала сомнению. Уграли отличнейший девайс в ноль. Мы его забрали на запчасти и ещё 100 уе я с её окончательного долга списал, но это уже капля в море.

Где-то в 2012м я встречал Марка Лазаревича в "Лавине". Поболтали, я обмолвился, что доця его так и не рассчиталась. Где-то через пару дней она позвонила и вроде начала инициировать расчёт, но ко второму контакту скисла и пропала. Видать папка ей таки вставил немного но мало. Я особо и не рассчитывал.

За это время я развился, у меня сложилась более удачная финансовая картина, и в общем этот долг я могу перекрыть за месяц-два.
Меня уже не так парят эти деньги (хоть они были бы не лишними).
За это время рассчитался другой, как оказалось, неадекватный партнёр (он задолжал многим и его семья продала одну квартиру, чтоб закрыть его долги). Как грится "даже убогие смогли рассчитаться, а самая бедная...". Или как там в школах говорили, когда в фонд класса не сдавали самые состоятельные.
Конечно было сложно в начале, т.к. мне приходилось большую часть своей зарплаты отдавать своим партнёрам в течении пары лет, которым я по-факту был должен из-за таких должников.

Я понимаю, что Рита хотя бы пыталась в начале рассчитаться со мной - многие в то время были просто кинуты.
Понимаю, что должна она была гораздо больше более серьёзным людям. Агенства недвижимости имели те ещё связи.
Но проблему в силах было решить. Желания не хватило.

Я не стеснялся делиться этим со всеми знакомыми. Так что , вместо пары хороших заказов, как раньше, наши отношения с Ритой скорее всего принесли пару хороших срывов сделок на бОльшие суммы, чем она должна. Мне от этого не легче, но, возможно, косвенно вся эта ситуация как-то дала толчок в направлении моего текущего положения и на самом деле всё уравновесилось.

Обидно, когда тебе обещают "деньги сегодня" и ... всё...
Обидно, когда это делают не просто "свои", а "очень плотно завязанные свои"...
Неприятно, когда в голову лезут мысли о "навредить на не меньшую сумму", и испортить/машину/офис/другое имущество. Просто противно за себя.

Ну, что ж, я вряд ли её простил, но больше заходить и предлагать решить этот вопрос не буду. Если Рите это ещё не отлилось, то ещё немного и отольётся полностью. 
Привет всем нашим общим знакомым. Зная их, от периодического лёгкого укора с их стороны она вряд ли уже избавится. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий