Формально это рецензия на аниме "Укрась прощальное утро цветами Обещаний" (я б так назвал)
Я постарался ужать её в формат "История о здоровой нелюбви". Именно с таким положением приставки "не-".
Однако, просмотр этого произведения, вызвал у меня такой внутренний диалог, что я уже начинаю "заговариваться" (обновление: через пару-тройку недель попустило). Чтоб мысли систематизировать, решил вот пост написать. То есть, тут больше не о мульте, а о том, что я в нём для себя увидел. ...С учётом того, что мой уровень, как психоаналитика/психолога - диванный.
Скромничаю, типа...
Чтоб понимать:
0. В России недавно внезапно объявили об официальном статусе аниме. Ну, а что официально заходит в РФ - как минимум полуофициально быстрее долетает и до нас. Что немного объясняет следующие внезапности.
1. Когда аниме вышло, его анонсировали на ровне с другими худ. фильмами.
2. Аниме - не от студии Гибли и описание не намекает на детскость. Что сужает аудиторию, и добавляет удивления: откуда столь официальное привлечение внимания.
3. Отзывы были обобщённо восторженными, что ещё добавило интриги. Обычно в таких рецензиях присутствует конкретика.
4. Довольно быстро стало понятно, что это история "для пореветь даже мужикам". Я до сих пор не смотрел Хатико, но уже имел опыт с эффективной слёзогенерацией от японцев. Они их даже не выдавливают, именно генерируют. Надо только понимать, что тебе это надо.
В общем, то ли я в правильном настроении сел его смотреть, то ли я чётко попал в ЦА этого произведения, то ли не даром его хвалят, и оно действительно хорошее... Возможно даже всё сразу. Но теперь я не могу не посоветовать его посмотреть, и не могу не озвучить мысли, которые у меня образовались.
Да, мульт в первую очередь девочек и о "девочках". Однако, мне лично понравился откровенный взлгяд с разных сторон на вообще-то типовые бытовые, и довольно важные моменты в жизни человека.
Да, мульт замешан на слёзах, и для слёз. Тут есть слёзы одиночества, и слёзы сопереживания чужому счастью. Тут есть слёзы отчаяния, и слёзы облегчения, слёзы вины и раскаяния, слёзы "из-за" и слёзы "вопреки". Тут есть целая идея сдерживания слёз, и невозможности этой идее следовать. Слёз ОЧЕНЬ много, это ещё не считая тех, что положено проронить при просмотре. При этом нельзя сказать, что они везде неуместны, и не часто появляется мысль "опять намыливают"... Просто они тут должны быть.
Итак, не стоит идти под кат, не посмотрев само аниме. Во-первых, спойлеры. Во-вторых, много буков, и без контекста они читателю будут "ни о чём". В-третьих, даже если вам будет интересно прочитать мой взгляд, и потом таки захочется посмотреть сам мульт: будет сложно сформировать собственное мнение. Я тут оочень детален (даже для меня).
Последний неспойлер: нет, это не про Эдипов комплекс и не про инцест. Всё сильно приземлённей.
Начну выкладывать мысли с конца. Как-бы начиная с наименее важных и ёмких.
Не сексизма ради, надо понимать, что мульт делан дамой. Для дамы это режиссёрский дебют. Это я узнал позже, но характерные догадки мульт вызывает сразу после просмотра.
Вот немного о (полу)недостатках мульта:
- Формат подачи сюжета. То нам рисуют разжёванную эмоциональную сцену, то просто сухо бросают в лицо наполовину изменившуюся картинку. И ты должен попробовать быстренько переосмыслить то, что смотрел до этого. При чём ритм именно рваный. Это не выглядит художественной задумкой. Возможно она и была, просто проблема реализации...
- При этом нет возможности пожаловаться на такую "сырость". Больше похоже, что у автора просто было больше задумок, чем удалось вместить. Тот нечастый случай, где я бы предпочёл формат сериала. Возможно мини-сериала. Но у меня в голове прям уже есть точки разрыва нескольких серий... Возможно от этого формата отказались на финальных этапах, опасаясь превратить мульт в "мыло"...
- Недосказанность. Хотя, именно эта "недосказанность", проявляющаяся во многих ключевых местах, преподносит возможность "додумать своего".
- В мульте многовато схожих типажей: образ одинокой матери (по большей части матери-одиночки) тут можно увидеть минимум в пяти персонажах. Да, каждый со своей спецификой, но смотрится именно так, будто рисовали разные грани одного-двух человек. Не буду рыться в биографии Мари Окады, но попахивает рисовкой с себя и знакомых. Не могу сказать, чтоб это было плохо. Но предполагает определённую субъективность.
- Локализация (перевод). В целом - ок. Но некоторые моменты приходилось пережёвывать в контексте, чтоб хоть как-то придать смысл повернувшемуся сюжету. Детальней ещё распишу.
- В копилку к переводу - название... Вот серьёзно. Не уверен, что поверю человеку, который его прочитает, что ему всё понятно. Ладно, я его долго слышал в виде "УкрасТь..." вместо "Укрась". В правильной формулировке - не спасает. Не, ну это не редкий момент. Но... Даже после просмотра становится не намного ясно. Гугление помогает, но не особо. И дальше уже начинаются мои персональные додумывания...
Резюме: есть подозрение, что мы видим красивый формат подачи внутренних тараканов режиссёра (рши). Мне они "резонируют" на разных уровнях. Но это может быть просто совпадением дыр в сюжете, оборванных линий и моего желания что-то увидеть и додумать.
Официальный перевод виден на картинке: "Укрась прощальное утро цветами обещания". Для меня звучит, как набор несвязанных слов.
Какое-то "прощальное утро", это как "прощальное письмо"? Только "утро"?.. Какие-то "цветы обещания". Давайте сюда ещё "яблоко раздора", "стринги вседозволенности", или ещё какие-нибудь названия артефактов. Альтернативный дословный перевод открывает чуть больше: "Позволь украсить утро прощания обещанными цветами". Хорошо, наше "прощальное утро"- это вроде "утро в день прощания". Тоже криво, но хоть ближе к знакомым оборотам речи.
С "цветами" помогает английский вариант: "When the Promised Flower Blooms". Дословно "Когда цветёт цветок Обещания" (типа название цветка такое). Или литературный анг. вариант "Let's Decorate the Promised Flowers in the Morning of Farewells" - "Давай украсим обещанными цветами утро, накануне расставания".
Добавим литературности получим что-то типа "Давай перед прощаньем, утром расставим везде цветы обещаний". Та ещё фигня, но может поможет...
Вот только что это за "обещанные цветы", или "цветы обещаний", всё равно можно как-то додумать только просмотрев мульт. Я бы их сравнил с "плодами обещаний", "результатом обещаний".
Иной же раз приходит мысль о обещаниях, которые дают, чтоб смягчить расставание. Вроде "обещаю звонить", "давайте пообещаем встретиться через год (два, пять, десять...)". Вплоть до "обещай беречь себя" (типа "мне тогда будет спокойней", я то уже не могу тебя беречь, а вот ты пообещал - и хорошо. А то б не берёгся ж.) Этакий осознанный самообман, который облегчает (украшает), само расставание.
Резюме: имеем что-то типа: "Завтра нам разбегаться [навсегда]. Мы за время общения столько друг-другу наобещали. Давай завтра выполним эти обещания насколько это возможно".
Конечно проще более прозаичное: "скажи что-то, чтоб было легче". Но с контекстом мульта хуже вяжется.
Вот. Это я для себя накрутил. То есть, с моей мегаэкспертной точки зрения, при всей романтичности тут идёт разговор об определении сухого остатка человеческих отношений. Немного с позитвным окрасом, т.к. "цветы" ж... Чтоб им...
Я лично с подобными "пациентами" сталкивался минимум два раза. Но у них ситуация сложнее и не столь однозначна. Дык, и в жизни такую однозначность не так часто можно встретить. На то он и мульт, чтоб упростить и передать суть.
"...Лёха! Там про тебя мульт сняли! Ну или про твою маму... или про вас вместе..."
А тут писать как раз так и не так много: разборки с собой Макия делала на протяжении второй части мульта, и если б не эпилог - мульт бы был больше драмой, чем мелодрамой.
Племя Расставаний в этом произведении - это "племя" матерей. Они обречены расстаться с детьми, с которыми "встретились". И они остаются "никогда нестареющими" и "светлыми" в памяти этих детей...
Почти не спойлер: на картинке мать с сыном. |
Коротко:
Я постарался ужать её в формат "История о здоровой нелюбви". Именно с таким положением приставки "не-".
Однако, просмотр этого произведения, вызвал у меня такой внутренний диалог, что я уже начинаю "заговариваться" (обновление: через пару-тройку недель попустило). Чтоб мысли систематизировать, решил вот пост написать. То есть, тут больше не о мульте, а о том, что я в нём для себя увидел. ...С учётом того, что мой уровень, как психоаналитика/психолога - диванный.
Скромничаю, типа...
Чтоб понимать:
0. В России недавно внезапно объявили об официальном статусе аниме. Ну, а что официально заходит в РФ - как минимум полуофициально быстрее долетает и до нас. Что немного объясняет следующие внезапности.
1. Когда аниме вышло, его анонсировали на ровне с другими худ. фильмами.
2. Аниме - не от студии Гибли и описание не намекает на детскость. Что сужает аудиторию, и добавляет удивления: откуда столь официальное привлечение внимания.
3. Отзывы были обобщённо восторженными, что ещё добавило интриги. Обычно в таких рецензиях присутствует конкретика.
4. Довольно быстро стало понятно, что это история "для пореветь даже мужикам". Я до сих пор не смотрел Хатико, но уже имел опыт с эффективной слёзогенерацией от японцев. Они их даже не выдавливают, именно генерируют. Надо только понимать, что тебе это надо.
В общем, то ли я в правильном настроении сел его смотреть, то ли я чётко попал в ЦА этого произведения, то ли не даром его хвалят, и оно действительно хорошее... Возможно даже всё сразу. Но теперь я не могу не посоветовать его посмотреть, и не могу не озвучить мысли, которые у меня образовались.
Да, мульт в первую очередь девочек и о "девочках". Однако, мне лично понравился откровенный взлгяд с разных сторон на вообще-то типовые бытовые, и довольно важные моменты в жизни человека.
Да, мульт замешан на слёзах, и для слёз. Тут есть слёзы одиночества, и слёзы сопереживания чужому счастью. Тут есть слёзы отчаяния, и слёзы облегчения, слёзы вины и раскаяния, слёзы "из-за" и слёзы "вопреки". Тут есть целая идея сдерживания слёз, и невозможности этой идее следовать. Слёз ОЧЕНЬ много, это ещё не считая тех, что положено проронить при просмотре. При этом нельзя сказать, что они везде неуместны, и не часто появляется мысль "опять намыливают"... Просто они тут должны быть.
Итак, не стоит идти под кат, не посмотрев само аниме. Во-первых, спойлеры. Во-вторых, много буков, и без контекста они читателю будут "ни о чём". В-третьих, даже если вам будет интересно прочитать мой взгляд, и потом таки захочется посмотреть сам мульт: будет сложно сформировать собственное мнение. Я тут оочень детален (даже для меня).
Последний неспойлер: нет, это не про Эдипов комплекс и не про инцест. Всё сильно приземлённей.
Ясно:
Начну выкладывать мысли с конца. Как-бы начиная с наименее важных и ёмких.
Не сексизма ради, надо понимать, что мульт делан дамой. Для дамы это режиссёрский дебют. Это я узнал позже, но характерные догадки мульт вызывает сразу после просмотра.
Мысль №0 (полу)Минусы
Первым делом решил определиться с наиболее неоднозначными местами для себя. Просто чтоб уяснить "стоит ли там искать глубину художественного замысла, или тут лучше просто проморгать."Вот немного о (полу)недостатках мульта:
- Формат подачи сюжета. То нам рисуют разжёванную эмоциональную сцену, то просто сухо бросают в лицо наполовину изменившуюся картинку. И ты должен попробовать быстренько переосмыслить то, что смотрел до этого. При чём ритм именно рваный. Это не выглядит художественной задумкой. Возможно она и была, просто проблема реализации...
- При этом нет возможности пожаловаться на такую "сырость". Больше похоже, что у автора просто было больше задумок, чем удалось вместить. Тот нечастый случай, где я бы предпочёл формат сериала. Возможно мини-сериала. Но у меня в голове прям уже есть точки разрыва нескольких серий... Возможно от этого формата отказались на финальных этапах, опасаясь превратить мульт в "мыло"...
- Недосказанность. Хотя, именно эта "недосказанность", проявляющаяся во многих ключевых местах, преподносит возможность "додумать своего".
- В мульте многовато схожих типажей: образ одинокой матери (по большей части матери-одиночки) тут можно увидеть минимум в пяти персонажах. Да, каждый со своей спецификой, но смотрится именно так, будто рисовали разные грани одного-двух человек. Не буду рыться в биографии Мари Окады, но попахивает рисовкой с себя и знакомых. Не могу сказать, чтоб это было плохо. Но предполагает определённую субъективность.
- Локализация (перевод). В целом - ок. Но некоторые моменты приходилось пережёвывать в контексте, чтоб хоть как-то придать смысл повернувшемуся сюжету. Детальней ещё распишу.
- В копилку к переводу - название... Вот серьёзно. Не уверен, что поверю человеку, который его прочитает, что ему всё понятно. Ладно, я его долго слышал в виде "УкрасТь..." вместо "Укрась". В правильной формулировке - не спасает. Не, ну это не редкий момент. Но... Даже после просмотра становится не намного ясно. Гугление помогает, но не особо. И дальше уже начинаются мои персональные додумывания...
Резюме: есть подозрение, что мы видим красивый формат подачи внутренних тараканов режиссёра (рши). Мне они "резонируют" на разных уровнях. Но это может быть просто совпадением дыр в сюжете, оборванных линий и моего желания что-то увидеть и додумать.
Мысль №1 Название (пролог)
Украсим... |
Какое-то "прощальное утро", это как "прощальное письмо"? Только "утро"?.. Какие-то "цветы обещания". Давайте сюда ещё "яблоко раздора", "стринги вседозволенности", или ещё какие-нибудь названия артефактов. Альтернативный дословный перевод открывает чуть больше: "Позволь украсить утро прощания обещанными цветами". Хорошо, наше "прощальное утро"- это вроде "утро в день прощания". Тоже криво, но хоть ближе к знакомым оборотам речи.
С "цветами" помогает английский вариант: "When the Promised Flower Blooms". Дословно "Когда цветёт цветок Обещания" (типа название цветка такое). Или литературный анг. вариант "Let's Decorate the Promised Flowers in the Morning of Farewells" - "Давай украсим обещанными цветами утро, накануне расставания".
Добавим литературности получим что-то типа "Давай перед прощаньем, утром расставим везде цветы обещаний". Та ещё фигня, но может поможет...
Вот только что это за "обещанные цветы", или "цветы обещаний", всё равно можно как-то додумать только просмотрев мульт. Я бы их сравнил с "плодами обещаний", "результатом обещаний".
Иной же раз приходит мысль о обещаниях, которые дают, чтоб смягчить расставание. Вроде "обещаю звонить", "давайте пообещаем встретиться через год (два, пять, десять...)". Вплоть до "обещай беречь себя" (типа "мне тогда будет спокойней", я то уже не могу тебя беречь, а вот ты пообещал - и хорошо. А то б не берёгся ж.) Этакий осознанный самообман, который облегчает (украшает), само расставание.
Резюме: имеем что-то типа: "Завтра нам разбегаться [навсегда]. Мы за время общения столько друг-другу наобещали. Давай завтра выполним эти обещания насколько это возможно".
Конечно проще более прозаичное: "скажи что-то, чтоб было легче". Но с контекстом мульта хуже вяжется.
Вот. Это я для себя накрутил. То есть, с моей мегаэкспертной точки зрения, при всей романтичности тут идёт разговор об определении сухого остатка человеческих отношений. Немного с позитвным окрасом, т.к. "цветы" ж... Чтоб им...
Мысль №2 (Само)Искренность невестки (вступление)
Сцена её раскаяния получилась весьма естественной при всей-то сопливости... |
Итак, В мульте всё как-бы крутится вокруг "расставания". И образы достаточно странные, чтоб заподозрить их в том, что они - аллюзия. Копнув глубже мои догадки стали складываться в довольно чёткий рисунок, и я себе напридумывал такую картину:
После того, как у Макии волосы вновь "стали" белыми, нам в общем показывают не саму героиню, а её образ глазами других. Замени Макию тут на её призрак - и станет совсем очевидно. Она и так похожа-то (= Да и общается иной раз как "с той стороны".
Один из откровенных, хоть и банальных моментов - это отношения с Дитой. По факту, в мульте они пересекаются лишь раз - Макия помогает Дите при родах. Я вижу, это как саму Макию, а её образ в голове Диты. К нему она мысленно обращается в такой сложный момент. Почему она обращается к образу свекрови а не матери - оставим на совести автора (потенциальных объективных причин достаточно). Но, после этакого "мысленного" общения она наконец признаётся себе (и мужу), что изначально все её действия относительно (будущей) свекрови были продиктованы ревностью и завистью.
И оп: он нормально реагирует, относится с пониманием подтверждает напрасность её сомнений. Доктора бы тут были очень довольны прогрессом. К тому же, "здоровость" Эриэла была подтверждена ранее и этого можно было ожидать.
Я лично с подобными "пациентами" сталкивался минимум два раза. Но у них ситуация сложнее и не столь однозначна. Дык, и в жизни такую однозначность не так часто можно встретить. На то он и мульт, чтоб упростить и передать суть.
Резюме: расставшись с образом Макии в привязке к Эриэлу, Дита обращает внимание на себя. Через холодное общение с образом "врага" можно понять, что ты враждуешь с ним лишь внутри себя... В этом месте сильно легче сделать себе признания, которые раньше не решался. Эта банальная мысль тут подана через несколько косвенных приёмов. Очень важно их рассмотреть. Ибо общая прямота иной раз сбивает с толку.
Мысль №3 Не очевидная правильность решений сыновей (завязка)
Добавим драммы в эту мелодрамму. |
Тут уже очень-очень всё через мою призму озвучиваю. Так что не удивлюсь паре-тройке диагнозов, поставленных уже мне.
Итак, наш Эриел - тот самый ребёнок, которого в какой-то момент самостоятельно решает иметь наша Макия. С этого момента она становится матерью-одиночкой с сыном...
"...Лёха! Там про тебя мульт сняли! Ну или про твою маму... или про вас вместе..."
Да. И про меня и про мою маму. Т.к. я достаточно с ней вместе пережил, чтоб прикинуть и её точку зрения. И ещё про десяток семей, с которыми я знаком.
Замечу, что типаж не самый редкий. Но я не могу сказать, что тех "безотцовщин", которых я знал, можно так просто обобщить. Начиная с того, что моя мама - совсем не одиночка. И уходя размышлениями о "заменах отца", "причинах отсутствия отца", "реальном количестве отца в жизни ребёнка"...
Эриела нам с определённого момента показывают глазами окружающих. И перестать думать о нём не как о мудаке начинаешь совсем не сразу. Ага, внезапненько.
Эриела нам с определённого момента показывают глазами окружающих. И перестать думать о нём не как о мудаке начинаешь совсем не сразу. Ага, внезапненько.
В момент, когда он решает идти в армию - немного опешиваешь. Сказывается и рваность сюжета и нелинейность изложения.
Откуда "Не выходит из меня защитника?!". Почему эта фраза всё так поворачивает?..
Здравствуй локализация...
Здравствуй локализация...
Чуть яснее станет если её переиначить, как: "Я не могу всегда быть лишь её защитником". Даже так звучит эгоистично, но тут стоит сфокусироваться на этом "лишь" и "всегда", и принять во внимание:
1. Данное матери обещание "всегда защищать её" она получила(вытянула?) из него, когда он был ребёнком и видел (проявлял) уверенность в материнской правоте. Ну не будет же она от него хотеть невозможного?
2. Когда он дорос до определённого возраста - он рассмотрел в матери взрослого, сильного, самостоятельно, при этом не слишком зрелого человека. Не случайно автор "задержал" Макию именно в 15-ти летнем возрасте.
Мне сейчас тридцать с хвостиком, и я до сих пор не могу назвать себя настолько зрелым, насколько ребёнком считал людей, которые сейчас бы были даже моложе меня. И наблюдения за окружающими, показывают, что не только я не настолько "созрел", как думалось. Наблюдения за ооочень большим количеством окружающих...
Мне сейчас тридцать с хвостиком, и я до сих пор не могу назвать себя настолько зрелым, насколько ребёнком считал людей, которые сейчас бы были даже моложе меня. И наблюдения за окружающими, показывают, что не только я не настолько "созрел", как думалось. Наблюдения за ооочень большим количеством окружающих...
3. Глядя на мать в новом свете он понял, что не сможет "больше чем уже она сама" защищать её. То есть не видит надобности и возможности. Есть лишь привычка и попытка. Если дальше с собой что-то не сделает - не сможет и позже. А текущее положение - это бег на месте. Это показано достаточно ясно.
4. Главное же в этой сцене другое: мы видим его глазами матери. Матери, которая сделала его смыслом своего существования.
Поэтому, всё что нам показано в этом месте - это его предательство. Макия прямо говорит это, рыдая, после расставания с ним.
Фразы вида "всё-равно, она мне не мать". Выглядят и перегибом и, возможно, намёком на что-то иное. Я же увидел "Она для меня больше не та мама, которой была". Но тоже не сильно спасает. Может ближе будет "Наши отношения (уже) не могут быть как у мальчика и его мамы". Это вообще, один из самых сложных моментов (если отвлечься от того, что "он ей не родной", но к этому нас хорошо подготовил По, который - панда).
После расставания происходит мутный переломный момент. Там прям не хватает "связующей серии". Ну да фиг с ним. Главное: он больше не видит её с крашенными волосами.
Макию в этом месте можно было разными способами "убить". Суть повествования бы не изменилась: ту мать, от которой он ушёл, он больше никогда не встретил.
Окружение ему при этом постоянно говорит: "сопляк ты, не ценишь то, что она тебе дала". Видна и его нерешимость. Но он определил свой путь. И дальше мы видим, что при всей противоречивости чувств, которые вызывают у нас его действия - мы не можем сказать, что он поступал как-то неправильно и осудить.
Окружение ему при этом постоянно говорит: "сопляк ты, не ценишь то, что она тебе дала". Видна и его нерешимость. Но он определил свой путь. И дальше мы видим, что при всей противоречивости чувств, которые вызывают у нас его действия - мы не можем сказать, что он поступал как-то неправильно и осудить.
Макия дальше появляется в его жизни с белыми волосами - как образ матери оставшийся в его памяти. Эдакое "привидение". В какие-то моменты жизни он начинает её лучше понимать, в какие-то этот образ становится его поддержкой и утешением.
Резюме: расставшись с Макией, как мамой, Эриэл сделал выбор, о котором не пожалел даже при постоянном давлении извне и изнутри. Так, ребёнок, сын (одинокой) матери, тут показан человеком, которому приходится принимать "непопулярные решения". При чём самое сложное опять же - признаться себе в своих возможностях(ограничениях) и слабостях.
Мысль №4 Взгляд окружающих и своевременные расставания. Лейлия, Кулим и другие (интерлюдия)
Против часовой стрелки: ...Мне не нужна обуза... ...Как можно быть такой безответственной?!.. ...Теперь ты поняла, что я чувствовал?.. "Лейлия, прыгай!" |
Постепенно подбираясь к образу Макии интересно посмотреть как она показана глазами окружающих.
Кого-то, вроде Лейлии она воодушевляет. Несколько раз говорит та "у меня есть крылья", но в итоге именно (образ) Макии на ринате подхватывает её.
Лейлия тут олицетворяет одинокую мать, которая одинока в отношениях. Глядя, как Макия живёт ради ребёнка, решает так сделать и сама. В том виде, как мы видим - сложно согласиться с её решением. Тут не показано чётко, почему она не счастлива с мужем, но дано явно это понять. "Почему вы не улетаете, хоть у вас есть крылья? Трусы!.." И находясь в таком осадном положении у неё не остаётся сил на то, чтоб быть действительно близкой с ребёнком.
Лейлия тут олицетворяет одинокую мать, которая одинока в отношениях. Глядя, как Макия живёт ради ребёнка, решает так сделать и сама. В том виде, как мы видим - сложно согласиться с её решением. Тут не показано чётко, почему она не счастлива с мужем, но дано явно это понять. "Почему вы не улетаете, хоть у вас есть крылья? Трусы!.." И находясь в таком осадном положении у неё не остаётся сил на то, чтоб быть действительно близкой с ребёнком.
Опять показано, что образ Макии в итоге вдохновляет "вырваться на свободу", и проявить себя истинную.
Очень сложный момент: когда она, наконец, видит ребёнка. С одной стороны она решает, что свобода - её истинная стихия. С другой - понимает, что то, кем она является - совсем не тот образ матери, который она хотела являть для своей дочери.
Позже она получает груз вины от переживаний за то, что оставила всё, что у неё было, и не сделала, чего-то, что могла бы. "В утешение" нам показывают, что образ истинной-искренней матери для её ребёнка всегда будет прекрасен, независимо от конечных действий.
Сложно и обсуждаемо...
Очень сложный момент: когда она, наконец, видит ребёнка. С одной стороны она решает, что свобода - её истинная стихия. С другой - понимает, что то, кем она является - совсем не тот образ матери, который она хотела являть для своей дочери.
Позже она получает груз вины от переживаний за то, что оставила всё, что у неё было, и не сделала, чего-то, что могла бы. "В утешение" нам показывают, что образ истинной-искренней матери для её ребёнка всегда будет прекрасен, независимо от конечных действий.
Сложно и обсуждаемо...
Кулим - наглядный пример неосведомлённой зависти. Он видит в Макии эгоистку, которая выбрала собственное счастье. Ему кажется, что её жизнь из-за этого была легка и радостна. Показана его готовность прям убить её, чтоб исправить эту несправедливость. Настолько в своих личных бедах он винит Макию. На самом деле, нам показывают, что всё дело в том, что он вовремя не смог расстаться с Лейлой, как со своим прошлым...
Со временем Лейла становится для него символом упущенного счастья.
Таких примеров я тоже насмотрелся. Люди оценивают результаты, которых другие добиваются. И зачастую недооценивают, какую цену человеку приходится заплатить. А уж переносить свои беды на соседа, это - хлебом не корми...
Со временем Лейла становится для него символом упущенного счастья.
Таких примеров я тоже насмотрелся. Люди оценивают результаты, которых другие добиваются. И зачастую недооценивают, какую цену человеку приходится заплатить. А уж переносить свои беды на соседа, это - хлебом не корми...
Нам по-мелочи показывают, как одинокая мать выглядит для других то безответственной, то эгоистичной, то априори потенциальной обузой...
Безотносительно Макии: Изол так и не смог расстаться с тем окружением, в которое его поместило чувство долга. Видно его сомнение в правильности действий, которые он вынужден совершать. Вздохи о Лейлии... Но, долг! Он, щука, так любит эту страну и не может бросить её!...
Резюме: не всем удаётся вовремя расстаться. В итоге проблем добавляется и у "нерасставшихся", и у близких...
Мысль №5 Жизнь человека, и матери в частности - это процесс, а расставания их часть. (кульминация)
- Вместе навсегда... - Прощай (навсегда)... |
А тут писать как раз так и не так много: разборки с собой Макия делала на протяжении второй части мульта, и если б не эпилог - мульт бы был больше драмой, чем мелодрамой.
На чём бы я хотел заострить внимание, так это на довольно прямолинейном образе матери (в часности, одинокой) который олицетворяет Макия:
Она решает иметь ребёнка в качестве своего смысла жизни ("ленты дней"). Популярный и не самый печальный вариант.
Она это решает вопреки предупреждениям и предубеждениям.
Она с готовностью встречает вызовы, которые ей уготованы.
Понимает, что ничего не знает о том, что ей следует делать.
Понимает, что ничего не знает о том, что ей следует делать.
Как любой другой человек делает ошибки и сталкивается с их последствиями.
Именно материнство наносит ей удары, к которым она оказывается не готова.
На определённом моменте она начинает "догадываться", что чем желаннее встреча, тем больнее расставание, и "не встречается" с Лангом. Так она принимает решение не переживать последующее расставание с ним. Что тоже сложно оценить как правильное.
Этот же момент демонстрирует, и то, как она застряла в своём "материнстве".
Что-то вроде: "У меня есть Эриэл, и больше никто мне не нужен. Ну, или как минимум, я не хочу отвлекаться от него".
Что-то вроде: "У меня есть Эриэл, и больше никто мне не нужен. Ну, или как минимум, я не хочу отвлекаться от него".
Её материнство в том виде, как она представляла, оказывается конечно. И оканчивается внезапно.
И несмотря на то, что она знает, что со всеми придётся расстаться, к расставанию с ребёнком и именно таким образом оказывается не готова.
Вот тут и выясняется, что она сама ещё во многом "не созрела". Макия замыкается в своём ребёнке, как символе счастья, который когда-то создала. Замыкается, и не хочет замечать ни меняющихся потребностей этого ребёнка. Ни того, насколько он уже не ребёнок. Макия не понимает, что ему уже нужна не мама, а мать. Она ощущает, что счастье, в этом виде, её покидает, но слепо держится за его остатки. При этом она отвергает возможности (на примере Ланга) как-то меняться, развиваться и двигаться дальше.
Проводя параллель с реальностью, можно сказать, что так-же и отношения матери и ребёнка постепенно меняются на "более взрослый" и "отстранённый" формат. В мульте не показан этот период. Тут это расставание "с той мамой" абсолютизировали. Однако, иной раз оно выходит именно таким.
То есть эти другие, взрослые отношения, уже никогда не позволят испытать то, что когда-то переживалось между этим людьми, когда они были именно мамой и ребёнком.
То есть эти другие, взрослые отношения, уже никогда не позволят испытать то, что когда-то переживалось между этим людьми, когда они были именно мамой и ребёнком.
Ей приходится принять, что некоторые моменты ценны именно тем, что "были". Их нельзя, и даже очень-очень противопоказано растягивать, и держать при себе.
В итоге, она наконец понимает, что её страдания (в данном случае от расставаний) - неизбежный этап на пути её же материнского счастья. Счастья от того, что ей сможет показать ребёнок. Показать. Именно со стороны.
"Целую жизнь прожить так достойно"
И хорошо, если она сможет дать ему понять, что именно так её нужно осчастливить. Ибо изначально, ей это и самой неведомо.
Племя Расставаний в этом произведении - это "племя" матерей. Они обречены расстаться с детьми, с которыми "встретились". И они остаются "никогда нестареющими" и "светлыми" в памяти этих детей...
Резюме: встречаясь с кем-то, мы обрекаем себя на расставание с ним. Так, или иначе. И чем ближе становится встреченный - тем радостней встреча, и печальней расставание. Тяжело представить объективно более близкого человека, чем желанный ребёнок. А расставание иной раз, обусловлено совсем не физическим форматом. Что, для человека, который всячески старается избежать этого расставания, делает всё сильно сложней.
Мысль №6 Расставания (эпилог)
Радость и облегчение иной раз становятся причиной ядрёного рыдания. |
Весь мульт построен на расставаниях, прямых, и косвенных. Явных, и скрытых.
Кому-то он может поможет пережить и принять уже случившееся расставание. Кому-то - подготовиться к грядущему. Кому-то - найти силы инициировать его.
Слёзы тут - неизменный спутник расставаний. Но каждое расставание разное, и слёзы - разные.
Резюме: мульт посмотрен не даром. Даже нарыдавшись и настрадавшись с героями вы в итоге испытываете счастье.
...Или нет. Мне, с дивана, за вас не очень хорошо видно.
...Или нет. Мне, с дивана, за вас не очень хорошо видно.
Мысль №7 Здоровая нелюбовь. (постскриптум)
Хорошо, что мы все в себе разобрались... |
Почему же нелюбовь:
- Дита плохо относилась к Макие(свекрови) не потому, что любила Эриэла(возлюбленного/мужа), и считала, что он "делает неправильно" и "хуже себе". А потому, что не была честна с собой.
- Эриэл пытался сдержать обещание всегда защищать Макию, не потому, что любил мать, а потому, что когда-то обещал маме. Когда обещал - думал, что их отношения вечны. Но он ошибся. Признание этой ошибки болезненно, и почти автоматически приводит к началу расставания. Не всем удаётся его закончить...
Эриэлу пришлось принять, что он больше не любит мать так, как "любил маму". Да, образ матери он будет любить всегда. Но в жизни не надо путать любовь к образу и к человеку.
Эриэлу пришлось принять, что он больше не любит мать так, как "любил маму". Да, образ матери он будет любить всегда. Но в жизни не надо путать любовь к образу и к человеку.
Это вот вообще очень сложный момент для принятия. С любой стороны.
- Кулим не любил Макию, в итоге, даже как друга. Как только он понял, что она не может помочь ему вернуть упущенные возможности - она стала лишь напоминанием о его неудачах, их символом. В конце он понимает, что и Лейлию он не любил. Он любил свою любовь к ней, опять же, её образ...
- Макие же Эриэл постепенно становится нужен не для реализации любви, а для реализации потребности любви. От тут сложно. Но это опять попытка видеть в человеке рядом с тобой то, что когда-то тебя "согрело". Но человек другой, а "когда-то", всё равно останется с тобой. "Не бойся ты никогда их не забудешь". Она это говорит Лейлии именно потому, что сама поняла.
- Даже Изол был открыт для всяческой любви, но заменил её следованием чувству долга.
Почему здоровая? Потому, что именно принятие и осознание того, где любовь а где - нет, помогает человеку "не болеть". И иной раз "не заражать".
Вообще, само понятие "любовь" - ещё та шутка, и философы вместе с биологами так и не определились. Тут ещё и общество превратило его в конструкт, который в итоге навешивается везде где не поподя...
Я не буду углубляться в "здровые отношения", "нормальный человек", "норма" и т.п.. Это совсем другая область, где я не чувствую себя компетентным настолько, чтоб делать дальнейшие уточнения. Просто, считаю, что человеку сложно дарить счастье, если он сам не счастлив. А уж если он не счастлив лишь из-за своих личных заблуждений, неоткровенности или убеждений... Ему с этим бы сначала разобраться, а потом уж "чем-то с кем-то делиться"...
Вообще, само понятие "любовь" - ещё та шутка, и философы вместе с биологами так и не определились. Тут ещё и общество превратило его в конструкт, который в итоге навешивается везде где не поподя...
Я не буду углубляться в "здровые отношения", "нормальный человек", "норма" и т.п.. Это совсем другая область, где я не чувствую себя компетентным настолько, чтоб делать дальнейшие уточнения. Просто, считаю, что человеку сложно дарить счастье, если он сам не счастлив. А уж если он не счастлив лишь из-за своих личных заблуждений, неоткровенности или убеждений... Ему с этим бы сначала разобраться, а потом уж "чем-то с кем-то делиться"...
В этой жизни постоянно всё меняется. Мы растём и меняется наше восприятие мира и окружающих...
ОтветитьУдалить